💢История песни «АЛЕША»
Алексей Скурлатов, навеки запечатленный в образе советского воина-победителя Алеши, памятник которому установлен в болгарском Пловдиве, 19-летним юношей был призван на фронт в августе 41-го.
Из выносливых и смелых сибиряков «повышенной крепости» формировали лыжные батальоны, в один из них, в артиллерийскую разведку, и попал рядовой Скурлатов.
В Пловдиве он помогал восстанавливать телефонную линию и подружился с местным рабочим Методи Витановым. Кто-то из болгар зарисовал плечистого богатыря Скурлатова, Витанов сохранил рисунок, а после войны показал его скульптору Василу Родославову.
Так пловдивский воин-освободитель получил черты Алексея Скурлатова, который долгое время даже не подозревал об этом.
В 1962 году у памятника побывал композитор Эдуард Колмановский. Ему рассказали историю создания скульптуры, и у Колмановского появилась идея песни.
Эдуард Савельевич поделился услышанным с поэтом Константином Ваншенкиным, который очень заинтересовался темой и вскоре написал стихи: «Белеет ли в поле пороша...»
Колмановский сочинил музыку, и в 1967 году песня впервые прозвучала в исполнении Ансамбля советской армии им. Александрова. Премьера состоялась у подножия памятника «Алеше».
В Болгарии сразу полюбили это произведение. Даже в Советском Союзе она стала по-настоящему популярной благодаря болгарским певцам Маргарет Николовой и Георгию Кордову - их проникновенный дуэт прозвучал на радио, попал в «Песню-71», и вскоре превратился в композицию, одинаково почитаемую и в России, и Болгарии.
Благодаря Колмановскому и Ваншенкину монумент советскому солдату-освободителю в Болгарии перестали называть иначе, чем «Алеша».